ДомойРебенокШколаПодготавливаем ребенка к школе

Похожие новости

Подготавливаем ребенка к школе

Что нужно подготовить к школе? Ранец, тетрадки, дневник и, конечно же, самого первоклашку

Родителям шестилеток пришло время всерьез подумать об учебе: присмотреть хорошую школу и готовиться к поступлению. Можно пойти прямым путем: записать ребенка в спецшколу для будущих первоклашек. А можно и собственными силами подготовить малыша, не отбив у него желания «грызть гранит науки»… Присоединяйтесь!

Развиваем интеллект

Говоря серьезно… Читать с пеленок, считать с полутора лет, изъясняться только на английском, делая пасочки из песка… Кажется, с такими «энциклопедическими» знаниями место за самой хорошей партой в классе чаду уже гарантировано. А нет. Напичканности информацией еще недостаточно. Ведь главный ориентир определения интеллектуальной готовности ребенка к школе — его способность к обучению: умение концентрировать внимание, находить связи и различия между явлениями, способность точно повторить образец; хорошо развитые речь, мелкая моторика, координация. К началу обучения в школе малыш должен уметь думать и мыслить. А значит — проявлять любознательность, задавать вопросы и… получать на них ответы. По части первых двух пунктов все зависит от ребенка, по третьему — от вас.

С головой окунитесь в мир детского творчества:

• вместе рисуйте, лепите, делайте аппликации, поделки, собирайте конструктор, мозаику, паззлы, создавайте поздравительные открытки, сочиняйте сказки. Мало того что вы разовьете мелкую моторику и образное мышление крохи, — все перечисленные занятия подстегнут дошколенка к творческому восприятию мира. Органически, без нажима и спешки, введите в программу занятий буквы и цифры — и ваш ребенок освоит азы грамотности за несколько дней.

[ads1]

• Используйте любую возможность вынести «уроки» на улицу. Свежий воздух и подвижные игры способствуют возрастанию умственной активности. А потом, на улице так много занятных «учебников»! Счет можно закрепить, пересчитав деревья во дворе, буквы — читая вывески на домах, рисуя на песке… Приучайте малыша к мысли, что все знания, которые ему дадут в школе, существуют не сами по себе на страницах книг, а необходимы людям в жизни.

Теперь возьмемся за науки.

Первой по значимости идет математика.

К моменту поступления в школу ребенок должен уметь считать до 10 и обратно, отвечать на вопросы «сколько?» и «который по счету?», делить предметы на равные части, сравнивать их по длине, ширине, высоте, правильно определять и рисовать круг, треугольник, четырехугольник. Конечно, освоить эти премудрости в одночасье сложно, так что будьте последовательны. Если малыш слаб в задачках на определение сходства и различий разных предметов по цвету, размеру и форме, то следует сначала закрыть эту прореху, а уж затем приниматься за арифметику. Учите счет до десяти — похлопайте в ладоши столько раз, сколько карандашей лежит на столе, нарисуйте столько цветочков, сколько пальчиков на руке, попросите кроху принести книг на одну меньше, чем ножек у стула, и т. д. Когда вы добьетесь у малыша точного ощущения количества, знакомьте кроху со сложением и вычитанием. Малышу будет проще, если вы замените слова «плюс» и «минус» на «увеличь», «добавь», «убери».

К азам математики добавим грамматику.

Есть очень увлекательные упражнения. Покажите ребенку любой текст, напечатанный крупным шрифтом, пусть он выберет понравившуюся букву. Как она называется? А теперь вооружите юного студента красивой ручкой, карандашом или маркером и попросите выделить в тексте все подобные буквы. С каждым разом знакомых букв будет все больше, а вместе с тем заметно повысятся внимательность и усидчивость крохи. Усложните задание. Например, попросите малыша выделять только каждую вторую или заглавную заданную букву. И, конечно же, помните, что чтение — лучшее учение! Читайте малышу вслух, пока ему это будет интересно. Не торопитесь оставлять его один на один с книгой. Это время еще придет. А пока читайте вслух, задавайте вопросы, просите пересказать историю, проиллюстрировать ее на бумаге или жестами и т. д.

Для подготовки руки к письму вам понадобятся специальные прописи и много фантазии. Ведь выводить в тетрадке закорючки скучно, а вот рисовать заборчики, волны, бублики и т. п. — другое дело!

Зрелая эмоциональность

Говоря серьезно… Проснуться первого, сентября и начать жизнь с нуля очень сложно, особенно когда ты еще ребенок. В отличие от нас, взрослых, у крохи нет пути к отступлению. Поменять скучную «работу в школе» на другую, нельзя. Целых 11 лет вашему малышу изо дня в день придется выполнять задания учителей. Не всегда задачки будут интересными, легкими и приятными. Будучи эмоционально не готовым к такому повороту событий, первоклашка может сломаться или даже принять школу в штыки. То есть без эмоциональной подготовки к школе нам не обойтись.

Беремся за дело

Объясните малышу, что как бы ему ни хотелось всегда отвечать правильно, иногда возможны ошибки. Но это не значит, что он глуп — просто на что-то отвлекся, плохо подготовился. Отсутствие похвалы учителя или низкую отметку не следует воспринимать как трагедию: если постараться, в следующий раз все будет лучше. Стоит подумать и о том, так ли важно было выполнить задание на «двенадцать с плюсом»?..

Уделите внимание изменениям в режиме дня ребенка. Заранее выясните, каким он будет в школе у малыша, и постарайтесь вписаться в него уже сейчас. Отведите достаточно времени для отдыха, прогулок и сна. Сразу после уроков ребенку садиться за выполнение домашнего задания нельзя. Нужно сменить умственную активность на физическую — погулять, покушать, если нужно, выспаться, а уж затем снова заниматься учебой. Поберегите нервную систему малыша. Если ее перегружать, учиться будет трудно и противно.

Идем на контакт!

Говоря серьезно… Без умения общаться невозможно, преуспеть ни в жизни, ни в учебе. Поэтому родителям очень важно, вовремя научить ребенка правильно воспринимать распределение ролей «учитель» — «ученик», общаться с другими детьми и… ценить самого себя. Учите малыша сотрудничеству, тогда он не только сможет подчиняться чужим и чуждым для него правилам, но и создавать более приемлемые свои. Объясните чаду, в каких ситуациях не грех уступить другому, а в каких — компромисс невозможен.

Беремся за дело.

Прививайте ребенку чувство самоуважения. Малыш будет допускать ошибки, но это не повод бросать ему обидные упреки. Ваша лучшая помощь — доброе слово в любой ситуации. Пусть ребенок знает, что все трудности временные и важно не избегать неудач, а добиваться успехов. Убедите, что хотя учитель и главный в классе и его нужно слушаться, тем не менее, он не имеет права оскорблять или бить ученика. Обратите внимание и на то, умеет ли кроха общаться с людьми в коллективе (быть вежливым и не стесняться незнакомцев), способен ли сопереживать, быть щедрым, доброжелательным и справедливым. Дайте малышу понять, что разбираться с детьми в школе ему придется самому. Разъясните смысл всепобеждающей формулы общения «сотрудничество — взаимоуважение — прощение». Ее смысл в том, чтобы сначала наладить совместную работу, затем в процессе ее выполнения относиться к другим по заслугам (уважают — и ты уважай, обижают — и ты дай отпор), а когда конфликт исчерпан, простить все ошибки и вернуться к сотрудничеству.

Легкой вам учебы!

Тест: готов ли ваш малыш к школе?

Задавайте вопросы в непринужденной манере и дайте ребенку, сколько потребуется времени на раздумья. Просуммируйте баллы — и сможете оценить ситуацию, даже не будучи детским психологом.

14-23 балла наберут малыши, в общем готовые к школе. Более высокий результат — у прекрасно подготовленных детей, результат в 0-13 и ниже 1 — у отстающих.

1. Кто больше: кошка или корова? (правильный ответ — +5 баллов, неправильный — 0).

2. Утром мы просыпаемся, а вечером —… ( правильно — 0 баллов, неправильно— -3).

3. Летом тепло, а зимой… (правильно — 0 баллов, неправильно -4 балла).

4 Облака высоко, а трава… (правильно — 0 баллов, неправильно — -4 балла).

5. Капуста, картошка, морковь — это … (правильно — + 1 балл, неправильно— -1 балл).

6. Зачем на дороге нужен пешеходный переход? (правильно — 0 баллов, неправильно— — 1 балл).

7. Киев, Донецк, Днепропетровск — это… (правильно — +1 балл, неправильно— -1 балл).

8, Который час показывает будильник? (правильно — +4 балла, неправильно — 0 баллов).

9. У кошки котята, у собаки — кто, у лошадки — … (правильно — 0 баллов, неправильно— -1 балл).

10. Мышка похожа на хомячка или воробья? (правильно — +1 балл, неправильно -3).

11. Зачем нужны светофоры? (две причины — +1 балл, одна причина — 0 баллов, неправильно— -1).

12. Что общего у гвоздя и винтика? (два признака — +3 балла, один признак — +2 балла, не знает— -1).

13. Чем мышка похожа на енота? (два признака — +1 балл, один признак — +2 балла, не знает — 0).

14. Чем молоток отличается от топора? (два отличия — +3 балла, одно — +2 балла, не знает — 0).

15. Футбол, хоккей, гольф, плавание — это… (правильно — +3 балла, неправильно — 0).

16. Какие транспортные средства ты знаешь? (правильный ответ — + 3 балла, ответ с наводящими вопросами — +2 балла, неправильно — 0 баллов).

17. Чем девочки отличаются от бабушек? (три признака — +4 балла, один-два признака — + 2 балла, неправильно — 0 баллов).

18. Зачем люди читают книги? (две причины — +4 балла, одна — +2 балла, неправильно — 0 баллов).

19. Зачем людям нужно работать? (правильно — +4 балла, неправильно—0 баллов).

20. Почему в транспорте нужно покупать билет? (правильно — +5 баллов, неправильно — 0 баллов).

Предыдущая статья
Следующая статья

Новое на сайте