Когда малыш появляется на свет, он начинает открывать для себя неизведанный окружающий мир. А вы знаете, что зрение у новорожденных детей отличается от взрослого? Должно пройти несколько месяцев, для того, чтобы малыш начал различать цветовую гамму и очертания предметов не хуже взрослого человека. Давайте посмотрим как происходит развитие зрения у малышей в первый год жизни.
60 первых дней жизни, малыши считаются новорожденными , затем они переходят в разряды грудничков. Эти периоды очень отличаются, поскольку с малышом за эти два месяца происходят значительные изменения. Можно даже охарактеризовать первые два месяца жизни ребенка как: переходный период к человеку от эмбриона. В это время у малыша происходит развитие многих систем, нормализуются процессы жизнедеятельности, а самые значительные изменения происходят в зрительной системе.
Мамы новорожденных детей, замечают, что их дети в первые недели жизни как будто ничего не видит, они очень слабо проявляют реакцию на зрительные раздражители, их зрачки находятся почти всегда в расширенном состоянии, у них «блуждающий взгляд». Не нужно бить тревогу, поскольку зрительная система новорожденного малыша имеет отличие от зрительной системы взрослого человека, она продолжает формироваться на протяжении первого года жизни.
Возраст | Очертания | Цвета |
Новорожденный | Зрение размыто, движения глаз не имеют координации. Иногда можно заметить, что глазки у малыша расходятся по сторонам или же сходятся к переносице, поскольку глазные мышцы не окрепли.Новорожденный видит предметы на расстоянии 30–50 см | Все видят в чёрно-белом цвете. |
Первые недели | На четвертой недели ребёнок может наблюдать за двигающимися предметами в его поле зрения. Ко второму месяцу жизни малыш способен следить за предметом глазами и даже поворачивать голову, чтобы получше рассмотреть его. Поскольку детки дальнозоркие, вешать игрушки над кроваткой нужно на расстоянии вытянутой руки, это нужно для того, чтобы не развилось косоглазие. Через 6–7 недель жизни разовьется объёмное зрение | К шестой недели у детей начинает свое развитие цветное зрение, ребенок может различать красный цвет, а потом и зелёный. |
3-4 месяца | У ребенка появляется способность переводить зрение с близко расположенного предмета на более отдаленный. Ребёнок различает детали предметов. |
Синий и жёлтый цвета. |
6 месяцев | Зрение становится бинокулярным | Восприятие, как у взрослого |
1 год | Ребёнок легко координирует движения глаз с движением тела | Восприятие, как у взрослого |
Особенности зрительной системы новорожденных детей:
Органы зрения у малышей — глаза, роговица и глазные яблоки , имеют небольшой размер. Глазные мышцы еще совсем слабые, а нейронные связи между глазными нервными окончаниями и центром в головном мозге, которые отвечают за зрение, еще толком не установлены. Из — за этого дети видит плохо, не различают четких очертаний, и проявляют реакцию только на светлые и яркие пятна.
С каждым днем жизни малыша , у него крепнут и развиваются мышцы, которые удерживают хрусталик, увеличивается в объеме роговица, более четким и осознанным становится зрение. После рождения глаза закрепляются на месте, только через две недели жизни и уже становится понятно, не развивается ли у ребенка косоглазие. Конечно глазки еще могут расходиться и съезжаться, но с каждым днем движения становятся скоординированными и согласованными.
Бытует мнение, которое говорит о том, что в первые две недели дети видят перевернутое вверх ногами, двухмерное изображение. И только после упорной работы мышц, и постоянной зрительной нагрузки, малыши начинают видеть все в правильном виде, как и положено. Конечно же эта гипотеза не нашла подтверждений, поскольку это мнение как подтверждали, так и опровергали.
В две недели, малыш может различить яркие крупные предметы, а так же прослеживать за ними при медленном передвижении. У детей врожденная дальнозоркость, они видят лучше на большом расстоянии от себя. Ширина их поля зрения небольшая, ребенок видит четко только те предметы, которые находятся прямо перед ним, и не замечает то, что находится сбоку или позади.
Мамино лицо и ее грудь, как самые главные предметы в своей жизни, дети различают уже с первых дней своей жизни, это инстинкты.
В два месяца ребенок уже хорошо различает предметы, и способен видеть по горизонтали, а вот для того чтобы малыш мог видеть по вертикали глазные мышцы еще должны формироваться, после чего малыш сможет поднимать глаза вверх-вниз. Постепенно все сформируется и малыш будет видеть во всех плоскостях.
Так же дети способны следить за игрушкой или предметом, движущимся из стороны в сторону, малыши пытаются тянуться за предметом и могут даже попытаться схватить их. нормальное бинокулярное зрение сформируется только к концу первого года жизни. И лишь к пяти годам зрение станет таким же, как у взрослого человека.
Рекомендации:
Развивайте зрение ребенка уже с месячного возраста, повешайте на кроватку малыша мобиль — это первая игрушка малыша, представляющая из себя подвеску с игрушками на креплении, с заводным механизмом, вращающая игрушки и мелодично звучит. За движущимися предметами малыши наблюдают с интересом и вслушиваются в мелодию. Повешайте мобиль не над головой ребенка, а над животиком, на расстоянии 30 см.
Ребенку понадобится солнечный свет, для раздражения анализаторов, который будет заставлять глазные мышцы двигаться. На ночь лучше оставлять включенным ночник. Посещайте врача офтальмолога каждые три месяца в течении первого года жизни, он проследит за правильным формированием зрительной системы вашего ребенка.